Советы психолога

Ваш ребенок идет в школу. Сколько новых забот, тревог, переживаний, связанных с этим событием, и у вас, и у ваших детей.

Начало обучения в школе - один из наиболее важных, но в то же время и сложных моментов в жизни детей, как в социальном, психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности ребенка, но и изменение его социального статуса, появление новых контактов, зарождение новых взаимоотношений, появление новых обязанностей. Это определенный период взросления ребенка. Вся жизнь ребенка начинает подчиняться законам учебной деятельности.

Привыкание ребенка к школе, к новым условиям жизнедеятельности происходит не сразу. Не день и не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, называемый в психологии адаптационным периодом.

Ученые-психологи в настоящий момент выявили, что адаптационный период детей 6-7 лет длится до 8 недель. В соответствии с этим появляются особенные режимные моменты обучения первоклассников.

Как отмечено психологами, адаптация домашних детей, не посещавших детский сад, длится больше, чем у садовских детей. Также медлительные, малообщительные дети гораздо труднее привыкаютк школе.

Но опаснее, если процесс адаптации нарушается или слишком затягивается. Тогда наступает процесс дезадаптации, что ведет к затруднениям в обучении, нервным расстройствам, появлению тревожности у детей, плохому самочувствию, возникновению конфликтов.

Главные причины дезадаптации - отсутствие единства требований со стороны семьи и школы, негативное отношение родителей к школе и учителю, равнодушие к успехам и трудностям ребенка, ограниченность в общении.

Как будет протекать процесс адаптации Вашего ребенка, во многом зависит от Вас.


Особенности адаптации первоклассников.

Психологи выделяют три группы факторов, влияющих на успешность адаптации первоклассников.
 
1 группа - физиологические условия адаптации:
- режим дня первоклассника,
-создание условий для двигательной активности в школе и дома,
-организация рабочего места ребенка в школе и дома,
-предупреждение нарушения зрения и осанки,
-развитие мелкой моторики,
-организация правильного питания в школе и дома,
-наблюдение за состоянием здоровья детей в школе и дома.
 
 
2 группа - психологические условия адаптации:
-создание благоприятного психологического климата в школе и дома,
-воспитание самооценки ребенка,
-интерес к успехам и трудностям ребенка со стороны учителя иродителей,
-единство требований со стороны школы и семьи,
-неформальное общение родителей с ребенком после школьного дня,
-общение членов нового коллектива вне школы,
-недопустимостьнасмешки к неудачам ребенка,
-исключение физических и психологических мер наказания занеудовлетворительные успехи в учебе,
-поощрение ребенка за малейшие успехи.
 
3 группа - социальные условия адаптации:
-создание дома уголка школьника,
-рациональная организация досуга ребенка,
-наделение ребенка посильными обязанностями в школе и дома,
-предоставление определенной самостоятельности ребенку.

И еще рекомендуем Вам обсуждать с ребенком правила, которые помогут ему быстрее адаптироваться в новой социальной среде.

*Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.
*Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
*Не дерись без причины.
*Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, этоне стыдно.
*Играй честно, не подводи своих товарищей.
*Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
*Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
*Из-за отметок не плачь, будь гордым.
*Не спорь с учителем из-за отметок и не обижайся на него.
*Старайся делать все вовремя и думать о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
*Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
*Старайся быть аккуратным.
*Почаще говори: «Давай дружить! Давай играть вместе!»
*Помни: ты не лучше и не хуже всех– ты – это ты!
 (Советуетизвестный психолог С.Соловейчик).