Что делать, если в квартире перегорели электроприборы?
В современном мире бытовая техника, работающая от электричества, делает нашу жизнь удобнее. Однако любая бытовая техника, которая работает от электричества, боится скачков напряжения. Они могут произойти по ряду причин, большинство из которых происходят не по вине потребителя. Причины скачков и отклонений от номинальных значений:
· аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач);
· импульсные скачки напряжения из-за молнии;
· обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева;
· повреждения кабеля при копке траншей;
· отключение электроэнергии, приведшие к скачкам напряжения;
· перекос фаз, приведший к длительной подачи напряжения более 300 вольт в сеть, из-за отгорев-шего нулевого проводника на ТП или в подъездном щите.
В соответствии с законодательной базой возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или её уча-сток. Требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям преду-смотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям по-мещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354):
- постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодатель-ства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014)
- отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Потребитель основывает свои требования о возмещении ущерба на положениях статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает, что вред, причиненный личности или иму-ществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при наличии доказательств причинения вреда имуществу, здоровью и т. п.
Что делать, если факт перенапряжения уже состоялся и бытовая электротехника перегорела?
1. Зафиксировать факт резкого скачка напряжения в порядке, предусмотренном действующим за-конодательством РФ (раздел 10 Правил), подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и по-купку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями.
2. Установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убыт-ков в добровольном порядке. На основании положений Правил исполнителем услуг по электро-снабжению для граждан могут быть: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную ком-мунальную услугу.
3. Предъявить претензию причинителю вреда.
4. При отклонении претензии полностью или частично, либо при неполучении ответа в установ-ленные для ее рассмотрения сроки, гражданин имеет право предъявить иск в суд.
Предприятия торговли вправе отказать в обслуживании покупателю, не использующему средства индивидуальной защиты (СИЗ), если их использование гражданами является обя-зательным
Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что предприятия торговли вправе отка-зать в обслуживании покупателю, не использующему средства индивидуальной защиты (СИЗ), если их использование гражданами является обязательным. Роспотребнадзор на своем официальном сайте ранее разъяснял, что «при наличии принято-го в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обя-занность ношения маски в определенных местах» «любое появление физического лица в обще-ственном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направлен-ного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасно-сти, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации». В этой связи действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих, в частности, торговую деятельность, направленные на отказ «гражданам–потребителям в посеще-нии торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, по-скольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности по-ведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного укло-нения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи».
Данная правовая позиция Роспотребнадзора фактически была подтверждена Верховным Судом Российской Федерации, который в своём решении от 22 октября 2020 года по делу № АКПИ20-536 среди прочего указал на следующее:
«В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход дея-тельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо ока-занию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отно-шении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего поль-зования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми акта-ми. Такими правовыми актами могут выступать нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
В этой связи Верховный Суд Российской Федерации отметил, что Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно-го и техногенного характера» в пункте 1 статьи 11 «наделил органы государственной власти субъ-ектов Российской Федерации полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышен-ной готовности или чрезвычайной ситуации».
Помимо этого высший судебный орган по гражданским и административным делам указал на то, что «индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляе-мой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также .... товаров для личных и бытовых нужд» со-гласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Как результат рассмотренного Верховным Судом Российской Федерации вопроса его вер-дикт о том, что «из системного толкования приведенных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в случае установле-ния нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательного исполь-зования гражданами СИЗ и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих ука-занное требование, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ».
В этой связи Роспотребнадзор еще раз напоминает, что в ситуации, обусловленной необхо-димостью всемерного снижения рисков дальнейшего распространения новой коронавирусной ин-фекции, большое практическое значение имеет проведение необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий, в числе которых и такая важная профилактическая мера как ношение гражданами масок в качестве средства защиты.
Дополнительно обращаем Ваше внимание на статью 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об ад-министративных правонарушениях, часть 1 которой предусматривает административную ответ-ственность за «невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса», субъектами административного наказания по которой могут быть граж-дане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.
То же самое относится и к части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях, которая в свою очередь предусматривает административную ответ-ственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих сани-тарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противо-
эпидемических мероприятий, «совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружаю-щих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприя-тий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды за-конного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществля-ющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении сани-тарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». с сайта Роспотребнадзора
О дорогостоящей косметике и косметических услугах в кредит
Территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чува-шии в г.Новочебоксарск предупреждает потребителей о широком распространении недобросо-вестных практик заключения договоров купли-продажи дорогостоящей косметики и договоров об оказании косметологических услуг.
В случае продажи косметики потребителя знакомят с тестовыми образцами, брошюрами, описанием «исключительных» потребительских свойств косметики. До подписания договора для усиления мотивации к совершению такой сделки потребителю может предоставляться «професси-ональная» информация медицинского характера (о состоянии здоровья волос и кожи, развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.). При этом в обращениях потребителей часто содержатся жалобы на некомпетентность специ-алистов, осуществляющих косметологическую процедуру с использованием специальных средств, отсутствие у организации лицензии на медицинскую деятельность и др.
Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов, которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребитель-скую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями (шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств и т.п.). Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер, часть важной информации выносится в приложения либо «растворяется» в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и не-понятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.
Стоимость оказания соответствующих товаров и услуг, как правило, во много раз превы-шает финансовые возможности клиентов (может доходить до 200-300 тыс. руб.). Поэтому для оплаты им предлагается заключить кредитный договор, а приглашение в косметический магазин или салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт (который необхо-дим для оформления кредита).
Традиционно под воздействие недобросовестных практик попадают доверчивые потреби-тели, а также люди пожилого возраста. После общения с родственниками и близкими людьми, а также внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного, купли - продажи, об оказании услуг) и ценами на аналогичные товары и услуги многие потребители пы-таются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя.
Таким образом, несмотря на то, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг (с возвратом всех денежных средств за вычетом понесенных исполнителем рас-ходов) или отказаться от договора купли-продажи, заключенного под влиянием заблуждения (не-получения всей необходимой информации о товаре), на практике это оказывается сделать непро-сто.
Недобросовестными продавцами и исполнителями используется целый ряд юридических уловок, которые существенно затрудняют достижение положительного исхода: представители продавца или исполнителя услуг отказываются получать письменные претензии и жалобы, в дого-
ворах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта, договорам при-сваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию.
Принимая решение о приобретении дорогостоящей косметики в кредит необходимо обра-тить внимание на следующее:
до получения косметологической процедуры предварительно постараться убедиться в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций (жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и соответствует установленным обязательным тре-бованиям;
не торопиться с принятием решения о покупке косметических средств, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи;
не подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спе-цификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предвари-тельно их содержание;
иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график по-гашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов да-же в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;
помнить, что потребитель свободен в праве заключения договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
О рекомендациях, куда обращаться, если вам позвонил коллектор, но вы не являетесь должником
Ситуации, когда человеку, у которого нет реальной просроченной задолженности, звонят из коллекторских агентств, с требованием погасить долг родственника, друга или коллеги по работе, возникают не так уж и редко. Обычно, для человека такие звонки являются полной неожиданно-стью, ведь он не является ни должником, ни поручителем и не предоставлял никакую информа-цию о себе кредитным организациям. Персональные данные могут появиться в базе агентства, ес-ли их предоставил должник - одноклассник, подруга, родственник или же коллекторы могут найти ваши данные через интернет – вы являетесь родственником или другом должника и указали дан-ную информацию в социальных сетях.
Роспотребнадзор напоминает, что в случае, если вас беспокоят бесконечными звонками, но вы не являетесь заемщиком, то в первую очередь надо узнать, какое именно коллекторское агентство вас беспокоит и на каком основании. Затем следует спокойно разъяснить, что поручите-лем должника вы не являетесь, своего согласия вы нигде не давали, в виде подписи не удостоверя-ли. Если звонки не прекращаются, то необходимо записать переговоры, например, на диктофон, взять детализацию телефонных переговоров у оператора связи, чтобы иметь подтверждение нарушений со стороны коллекторов. Вы также вправе направить в адрес коллекторского агентства и кредитора письменное уведомление по почте (лучше заказным письмом с уведомлением о вру-чении), об отсутствии у вас кредитных обязательств и некорректной работе коллектора (указав да-ту, время и номера телефонов с которых звонили).
К сведению:
Деятельность коллекторских агентств регламентирована Федеральным законом от 03.07.2016 №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О мик-рофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – закон № 230-ФЗ).
Коллекторские организации не вправе применять к должнику какие-либо меры принуждения для получения долга, поскольку такими полномочиями наделены только органы Федеральной службы судебных приставов. В основном работа коллекторов сводится к тому, чтобы убедить должника выплатить долг.
В соответствии со ст. 6. Закона № 230-ФЗ при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно. Не допускаются направленные на воз-врат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные с:
1) применением к должнику и иным лицам физической силы, либо угрозой ее применения, угро-зой убийства или причинения вреда здоровью;
2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожений или поврежде-ний;
3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;
4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;
5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:
- правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должни-ком, сроков исполнения обязательства;
- передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;
- принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к ор-ганам государственной власти и органам местного самоуправления;
6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотребле-нием правом.
Если коллекторское агентство продолжает вас беспокоить, особенно в ночное время и ран-ним утром или звонки приобретают агрессивный характер, вам угрожают, следует обратиться в правоохранительные органы.
Вы также вправе подать жалобу на действия коллекторов в территориальный орган Феде-ральной службы судебных приставов и органы прокуратуры с приложением документированных материалов, свидетельствующих о нарушении закона и потребовать провести по данным фактам внеплановую проверку.
За совершение коллекторами действий в нарушение Закона № 230-ФЗ предусмотрена ад-министративная ответственность в виде штрафа, размер которого может достигать 500 тысяч руб-лей (ст. 14.57 КоАП РФ).
О рекомендациях, как избежать уловок мошенников во время пандемии коронавирусной инфекции
В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в мире, боль-шого количества противоречивой информации о новой коронавирусной инфекции в средствах массовой информации, в том числе и сети интернет, появились мошенники, которые используют разнообразные схемы, связанные с пандемией с целью обмана граждан и наживы.
Условно, все схемы можно разделить на несколько групп:
1. Предложения о продаже несуществующих товаров, услуг, социальных льготах
В интернете появилось огромное количество сайтов, предлагающих купить очиститель воздуха или другие «чудо-средства», удаляющие возбудитель вируса из воздуха и препятствующие зара-жению коронавирусом. Документы на данные приборы, как правило, отсутствуют или же оказы-вается, что Вам пытаются продать обычный увлажнитель воздуха, медицинскую маску с фильтром по цене, превосходящей в десятки раз аналогичные предложения на рынке. Иногда, за сопроводи-тельные документы пытаются выдать обычные вкладыши-распечатки о чудодейственном сред-стве, которые сами обманщики и печатают на обычном принтере. Мошенники могут не только размещать свою информацию на сайте, но и звонить, или осуществлять поквартирный обход.
· Предложения о покупке лекарств или пищевых добавок, якобы помогающих от коронавируса.
Будьте бдительны! Правильным решением будет не вступать в контакт с лицами, предлагающими купить «волшебный прибор» или «чудо-таблетку». Как правило, мошенники прекращают обще-
ние, если начать более подробно расспрашивать о фирме-продавце и производителе прибора, про-токолах клинических исследований лекарства. Обязательно надо предупредить, что перед покуп-кой Вы обязательно свяжетесь с представителями фирмы изготовителя, с целью уточнения харак-теристик товара. И помните, любые лекарственные средства назначает только врач и самостоя-тельно или по совету посторонних людей принимать их не следует.
· Предложение покупки индивидуальных средств защиты известных и надежных производителей с обязательной предоплатой. После получения денег товар не поставляется.
· Предложения или звонки с информацией о контакте с подтвержденным носителем вируса, с тре-бованием проведения платного анализа на дому. Ни в коем случае не переводите деньги и не предоставляйте свои личные данные случайным людям. Платные лаборатории могут провести анализ на дому только по Вашему запросу, и такие лаборатории имеют лицензию на осуществляе-мый ими вид деятельности и не являются «безымянными» - всю информацию о них можно узнать на сайтах и в других открытых источниках.
· Запросы конфиденциальных личных данных для предоставления мифической господдержки, компенсации ущерба от вируса – сотрудники государственных служб не запрашивают данную информацию по телефону и не осуществляют поквартирные обход. А всю информацию о полага-ющихся льготах можно узнать на официальных сайтах государственных организаций.
· Фишинговые рассылки (просят пройти по ссылке. с целью кражи данных карты) – например, про то, как в квартире избавиться от возбудителя вируса с помощью фена.
· Мошенники могут предлагать провести на дому бесплатное тестирование, вакцинацию от коро-навируса или дезинфекцию квартиры. Как правило, цель такого визита – квартирная кража. Ни под каким предлогом не открывайте дверь посторонним людям.
2. Лжеблаготворительные акции
Мошенники могут попросить принять участие в благотворительных акциях, например, пожертво-вать деньги на помощь пожилым людям или соотечественникам, оставшимся за рубежом, объ-явить сборы на лечение детей или взрослых, заболевших коронавирусом. Переведенные в таком случае деньги, скорее всего, вернуть не удастся. Следует тщательно проверять такие обращения.
3. Ложные предложения о работе
Фейковые предложения об удаленной работе под прикрытием корпоративных рассылок. Такие сообщения могут иметь вид приглашения принять участие в Zoom-конференции. Таким образом, мошенники заставляют перейти по небезопасным ссылкам.
Предложения по удаленной работе. Для того, чтобы к ней приступить, мошенники заявляют о необходимости предварительно купить методические материалы.
С целью получения достоверной информации о коронавирусной инфекции и способов борьбы с ней, получения государственной поддержки в период пандемии, доверяйте только официальным сайтам – Роспотребнадзор, Минздрав, ВОЗ, сайты Правительства и портал Государственных услуг. Однако, и в этом случае следует проявлять бдительность, поскольку известны факты, когда мошенники создают вирусные интернет-сайты, распространяющие вредоносное программное обеспечение, для кражи личных данных или данных банковской карты, которые маскируются под официальные порталы реальных организаций.
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чуваш-ской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна