Качество образования: вызовы и перспективы национального проекта «Образование»

Мы счастливы вновь видеть вас перед началом нового учебного года на ежегодной августовской педагогической конференции. Пользуясь возможностью, хочу выразить глубокую признательность педагогам и руководителям образовательных организаций Чебоксарского района – благодаря вашему профессионализму, энтузиазму и инновационным методикам становятся возможными позитивные изменения в системе образования. Благодарю руководство республики, администрации Чебоксарского района и депутатский корпус за поддержку начинаний и колоссальные вложения в развитие отрасли – статья расходов на образование остается самой весомой в бюджете Чебоксарского района - 720 млн 118 тыс 400 руб.

Уважаемые коллеги! Мы с вами находимся на очень важном и, безусловно, очень ответственном этапе – продолжается первый год реализации национальных проектов. Общество совершенствуется, социальные ожидания растут, и предстоящий учебный год ставит перед нами новые задачи, которые должны четко понимать руководители всех уровней системы образования муниципалитета и педагогическое сообщество.

Как вы знаете, национальный проект «Образование» направлен на достижение двух ключевых задач. Это – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Следующая задача – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

Система образования Чебоксарского района включает 16 детских садов, 26 школ, 2 учреждения дополнительного образования. Всего образовательными услугами в муниципалитете охвачено 5646 детей школьного и более 2979 детей – дошкольного возраста.

Одним из направлений нашей деятельности является повышение доступности дошкольного образования. Сегодня у нас имеется проблема загруженности образовательных учреждений. В дошкольной сфере нам удалось добиться ощутимых результатов. Можем констатировать, что дети в возрасте от 3 лет обеспечены местами в детских садах. Однако, к сожалению, продолжает оставаться низким показатель охвата детей старше 1 года. Всего лишь – 58%.

А нужно достичь 100%-ной доступности. Это важно не только в плане благополучия мам, но и имеет большое значение для экономики: у женщин должна быть возможность при желании выйти раньше из декретного отпуска и вернуться к работе.

С этой целью до конца этого года планируется ввод в эксплуатацию детского сада в д. Больште Катраси на 110 мест.

Если за последние годы в районе удалось обеспечить местами в детские сады всех детей от 3 лет, то в лицее п. Кугеси проблема стоит более остро. Число обучающихся ежегодно увеличивается. Лицей вынужден функционировать в 2 смены. Если в 2018-2019 учебном году во вторую смену обучалось 280 детей, то в новом учебном году ожидается более 300 детей.

Поэтому есть необходимость в строительстве новой школы в п. Кугеси.

 

Сейчас в сфере внимания руководства республики, администрации Чебоксарского района ремонт учреждений, здания которых имеют износ 50% и выше. Это 4 школы и 1 детский сад. Каждое из них требует вложений как минимум по 25-29 млн. руб. В текущем году капитальный ремонт осуществлен в Ишлейской школе на 17 млн. рублей, в 2018 году на укрепление стен и фундамента данной школы ушло 11 млн. руб. В последующие годы запланирован капитальный ремонт в Ишакской, Янгильдинской, Абашевской школах и детском саду «Фиалка».

Следует отметить, что все наши школы обеспечены отоплением, водоснабжением, канализацией. В этом году на подготовку общеобразовательных учреждений выделено 38,9 млн. руб., в том числе из местного бюджета 19,5 руб.

Наряду с улучшением материальной базы ведется работа по созданию современной образовательной среды в школах.

Напоминаю. В этом году 19 школ получили комплекты учебного оборудования для изучения робототехники. До конца года должны закупить совревновательные поля на 1 млн. 200 руб.

Мы рассчитываем, что обновление материальной базы современным оборудованием позволит нашим учителям пересмотреть свои методики, а нашим школьникам активно развивать современные компетенции.

 «Островками школы будущего» называют эксперты, создаваемые в рамках нацпроекта «Образование» Центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Что это дает?

Современные подходы в организации образовательного процесса плюс новейшее высокотехнологичное оборудование. При этом подчеркиваю,  акцент сделан на сельские школы.  Уже в этом году Ишлейская, Кугесьская школа № 1 и Тренькасинская получат современное компьютерное и интерактивное оборудование, позволяющее обновить содержание и методы обучения предметной области «Технология».

В то же время у нас есть определенные проблемы обеспечения равной доступности к качественному образованию во многих школах. При этом подчеркиваю, что система школьного образования в районе сегодня не выполняет в необходимой степени функции социального лифта. А это недопустимо, если мы говорим о глобальной конкурентоспособности. Что делать? Предлагаю определить основным девизом предстоящего учебного года – функционируем без «отстающих». В муниципалитете не должно быть школ с явно низкими показателями по образовательным траекториям, результатам ЕГЭ, ОГЭ, всероссийских проверочных работ, международных исследований качества образования.

В целом наши школьники показывают хорошие результаты по всем параметрам исследований. Однако особо следует обратить внимание на одаренных детей, так как ведущие страны мира уделяют специальное внимание работе с талантами. Для сравнения успешности стран по этому параметру традиционно используются достижения на международных олимпиадах. Российские школьники в последние годы добиваются серьезных результатов по химии, физике, математике, программированию. К сожалению, наши ребята не попадают на международные олимпиады уже много лет, и для нас здесь очень важно определить барьеры  и принять меры. 

Результаты участия школьников района на всероссийских предметных олимпиадах также нестабильны. Разумеется, достижения у нас есть, мы благодарны коллективам, чьи ученики из года в год получают призовые места, мы благодарим и Правительство Чувашии, в том, что уже три педагога получили премию Главы Чувашии за подготовку «олимпиадников» на общую сумму 150000 тыс. рублей. Это - Магазеева Наталья Вячеславовна, учитель чувашского языка и литературы МБОУ «Янышская СОШ», Кузьмина Галина Витальевна, учитель чувашского языка и литературы МБОУ «Синьяльская СОШ», Петрова Надежда Анатольевна, учитель чувашского языка и литературы МБОУ «Кугесьский лицей». Особую благодарность выражаю Фоминой Ираиде Аркадьевне, учителю чувашского языка и литературы МБОУ «Тренькасинская СОШ», за  подготовку призера международной олимпиады школьников по чувашскому языку и литературе.

Итоги Всероссийской олимпиады школьников напрямую связаны с эффективностью организации олимпиад на школьном и муниципальном уровнях. Результативность работы муниципалитетов мы оцениваем по количеству победителей и призеров на республиканском этапе.

Так,  с 15 ноября по 21 декабря 2018 года в Чебоксарском районе проходил муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.  Интеллектуальные состязания проводились по 22 предметам, утвержденных в перечне Министерства образования и науки РФ, а также 2 предметам регионального уровня (чувашский язык и литература, культура родного края).  

Участниками Всероссийской олимпиады школьников в 2018-2019 учебном году  стали 1300 обучающихся 7-11 классов, успешно выступившие на школьном этапе олимпиады.  Победителями муниципального этапа является 63 учащихся.  Призерами  муниципального этапа  являются  226 учащихся.

Наиболее популярными среди школьников остаются олимпиады по обществознанию –100 участника, английскому языку – 52  участника,  математике – 98 участника, русскому языку – 100 участника, физике –90 участника.

По этому показателю лидируют школьники МБОУ «Кугесьский  лицей» ( 72 чел., что составляет 6,3%). В числе лидеров также учащиеся из МБОУ «Ишлейская СОШ» (44 чел.-3,8%), МБОУ Тренькасинская СОШ» (41 чел.-3,5%), МБОУ «Кугесьская СОШ №1» (29 чел.-2,5%). Неконкурентными оказались МБОУ «Икковская ООШ», МБОУ «Чурачикская ООШ», МБОУ «Чемуршинская ООШ». Эти общеобразовательные учреждения  участвовали, но не имеют победителей и призеров на муниципальном этапе.

Школы, где из года в год низкая эффективность на республиканских олимпиадах, предлагаю взять под свое наставничество ИАЦ отдела образования – стать шефами по работе с талантами, организовать индивидуальное сопровождение каждого таланта, уверен, что в этих районах немало одаренных детей!

Продолжая тему развития талантов, хотела бы вам напомнить, что одним из трендов современности является гуманизация образования, признание уникальности человека и его самоценности. Думаю, что проект «Успех каждого ребенка» направлен на реализацию именно этого принципа.

Цифры проекта видите на слайде. Ообщеизвестно, что большим потенциалом для развития способностей детей обладает система дополнительного образования. Нам предстоит к 2024 году увеличить охват дополнительным образованием до 80 % (к концу 2019 г. – 70%).

Одна из главных задач в этой сфере – чтобы дети с раннего возраста могли попробовать себя в различных направлениях, могли выбрать кружки исходя из собственных предпочтений и потенциала.

Значимым шагом стало внедрение информационного портала - Навигатора дополнительного образования детей. В эту единую информационную базу уже загружено более 133 программы от 6 образовательных организаций Чебоксарского района.

Очень жаль, что Чебоксарский район на последнем месте в Чувашии по охвату детей дополнительным образованием – 40%.

Ставлю перед всеми руководителями образовательных учреждений - обеспечение к 2020 году охвата не менее 70 – 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными дополнительными общеобразовательными программами, в том числе на базе созданного опорного модельного центра дополнительного образования детей.

С 1 сентября внедряем систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Теперь ребенок может выбрать то направление, которое ему действительно интересно, вне зависимости от финансового положения семьи и от того, школьный ли это кружок, секция в доме творчества или частная. Одновременно повышается конкуренция на рынке услуг дополнительного образования детей, а значит и спектр образовательных программ и их качество. Планируем, что в новом учебном году этой системой будет охвачен каждый четвертый ребенок.

Важной задачей федерального проекта «Успех каждого ребенка» является ранняя профессиональная ориентация старшеклассников. В 2019 году учащиеся 6-11 классов Кугесьских школ примут участие в федеральном проекте «Билет в будущее» и обеспечат участие 200 учеников 6-11 классов в профессиональных пробах на базе ведущих колледжей и техникумов.

Кроме того, проект «Успех каждого ребенка» предусматривает проведение открытых онлайн-уроков с учетом опыта цикла «Проектория», «Уроки настоящего» и других. В этом году участниками таких уроков должны стать учащиеся 6-11 классов Чебоксарского района со 100 % охватом.

Самым амбициозным, на мой взгляд, является проект «Цифровая образовательная среда», который призван решать задачи обеспечения глобальной конкурентоспособности образования России в области цифровизации образования, адаптации детей к «цифровой» эпохе.

Качественное развитие цифрового образования, участие в дистанционных проектах невозможно без высоскоростного доступа к сети «Интернет». К концу 2024 года в рамках проекта планируется обеспечить все образовательные организации Чебоксарского района интернет-соединением со скоростью не менее 100Мб/c и 50Мб/с соответственно, а также ежегодно повышать квалификацию в области современных технологий.

Очевидно, что в рамках национального проекта «Образование» много внимания уделяется материально-технической базе и технологиям. При этом я особо обращаю внимание на вторую основную задачу – воспитание «гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей России, ее исторических, национальных и культурных традиций». Сохранение собственного национально-культурного генетического кода, основа которого – патриотизм. В контексте формирования гражданина особо хотела бы обратить внимание на формирование чувства этнической принадлежности, развитие национального образования. Безусловно, мы должны быть открыты миру, мы должны уметь взаимодействовать, понимая при этом, что каждый национально-культурный код, каждая индивидуальная культура в совокупности формируют то разнообразие мира, которым и ценно человеческое общество.

Уверена, что достижение результатов всех проектов в образовании напрямую связано с усилением кадрового потенциала школ – качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов. Формирование педагога будущего, способного стать опорой нацпроекта «Образование», – основная цель федерального проекта «Учитель будущего».

Какой он, учитель будущего? На следующем слайде видите обобщенные результаты различных опросов по изучению мнения учеников и родителей.

За последние годы наблюдается положительная динамика по приходу молодых педагогов в образовательные учреждения. В прошлом учебном году впервые к работе приступили 15 молодых специалистов. Для них сохраняются установленные повышенные тарифные ставки, производятся выплаты стимулирующего и компенсационного характера. К сожалению, несмотря на все принятые меры, остается проблема кадрового дефицита. Наиболее востребованными являются воспитатели, учителя начальных классов, математики и информатики, английского языка. Дефицит учителей объясняется не только текучестью кадров, но и значительным увеличением числа обучающихся. В ближайшей перспективе решение кадрового вопроса – одна из главных задач.

Непосредственно Отделу образования и учреждениям ставлю задачи:

1. Усилить работу с вузами в области профессиональной переподготовки по востребованным педагогическим специальностям;

2. Организовать переподготовку учителей-предметников на учителей начальных классов через ресурсы педагогического университета и ЧРИО;

3. Обеспечить контроль за выполнением программы наставничества в образовательных организациях.

            Нацпроект «Образование» не является чисто образовательным, он нацелен на решение проблем всего населения, при этом особое место отводится семье. Во всех передовых образовательных системах мира семья считается главным фактором социализации, развития и воспитания детей. В большинстве стран создана эффективная комплексная помощь каждой семье на личном уровне. Создание аналогичной системы в нашей стране – основная миссия федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Цели и задачи проекта видите на слайде.

Родители могут безвозмездно получить психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь в вопросах воспитания и образования детей, разрешения сложных ситуаций во взаимоотношениях с детьми.

Обращаю внимание на еще один очень важный момент – волонтерство. Чем больше граждан вовлечено в волонтерство – тем больше условий для реализации возможностей и потребностей людей.

В школах внедряется единая модель школьного волонтерского отряда. Ожидаемые итоги реализации проекта видите на слайде. Отмечаю, что проект направлен на вовлечение жителей муниципалитета в активную гражданскую жизнь и задает новый темп развития волонтерского движения.

Уважаемые коллеги!

Хочу обратить особое внимание на Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национальной проект «Развитие образования», которые ставят задачи перед нашей системой образования. Каждый руководитель, педагогический коллектив должны осмыслить масштабность этих задач и разработать планы дальнейших действий. Завершая свое выступление, хочу отметить, что любое образовательное учреждение – это особый мир, со своим укладом и традициями, это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Ежедневно мы вместе делаем все, чтобы ребенку в любой школе, детском саду, учреждении дополнительного образования, было комфортно, безопасно и уютно. От всей души поздравляю Вас с началом нового учебного года! Желаю здоровья, благополучия, неисчерпаемых инициатив, успешной и творческой работы!

Спасибо за внимание.