Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много.
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.
Общеобразовательные учреждения Чебоксарского района не первый год работают по формированию толерантности. В феврале-марте 2016 года в районе проведен конкурс проектов (программ) «Моя инициатива». Цель конкурса: развитие созидательной активности учащихся, стимулирование их инициативы в решении социально значимых проблем, создание условий для творческой самореализации и гражданского становления учащихся. В данном конкурсе приняли участие 24 человека. В программы работы включены следующие основные направления:
· «Личность»
· «Семья»
· «Общество»
Всего на конкурс было предоставлено 14 проектов. Участники были награждены дипломами.
В рамках Дня толерантности 17 ноября 2016 года в образовательных организациях проведены:
1. Учителями совместно с учащимися проведена стендовая презентация «Международный день толерантности». Педагоги подготовили буклеты «Радуга толерантности»
2. Школьными библиотекарями были организованы выставки тематической литературы.
3. Среди учащихся общеобразовательных учреждений Чебоксарского района проводился опрос «Толерантный ли я человек?», в результате которого выяснилось, что учащиеся знают и понимают значимость воспитания толерантных качеств современной личности. Было охвачено около 800 учащихся.
4. Среди педагогических работников проведено анкетирование «Толерантность в образовании». Многие вопросы были обсуждены на занятиях по внеурочной работе в соответствии с ФГОС второго поколения.
5. Педагогами школ района была проведена дискуссия по теме: «Мы такие разные», «Я и мы», «Земля – наш общий дом», «Путешествие в страну толерантности» и другие, где раскрывались вопросы индивидуальности культур, обычаи народов мира и рассматривались проблемы межнациональных конфликтов.
6. Классными руководителями проведены социометрические исследования классных коллективов с целью выявления лидерских качеств учащихся и взаимодействия учащихся между собой. (317 комплект классов)
Заместителями директоров по воспитательной работе осуществлялось посещение классных часов, тренинговых занятий, игр с целью ознакомления и осуществления контроля, за реализацией программ по формированию толерантных установок среди учащихся.
Так, например в МБОУ «Тренькасинская СОШ» 07 декабря 2016 года был проведен семинар на тему «Работа классных руководителей с родителями». Участвовало 23 заместителя директора по воспитательной работе Воспитательная система класса – это педагогическая работа, которая направлена на организацию жизнедеятельности учеников класса и их воспитания. Педагоги выделяют следующие противоречия, которые могут появиться в любом классе:
- нетерпимость учеников друг к другу;
- эгоизм;
- сложности в межличностном общении между учениками;
- нежелание и неумение делать что-то полезное на общее благо;
- агрессия и нервозность детей.
На заседании классных руководителей общеобразовательных учреждений района обсуждались темы: «Классное руководство – это не работа, это стиль жизни».
На педагогических чтениях рассмотрены темы: «Основы коммуникативного общения», «Общайтесь уверенно».
Очень важно, какая атмосфера царит дома, каковы взаимоотношения между родителями, между детьми и родителями, между старшим и младшим поколениями, между братьями и сестрами. В связи с этим в классах прошли круглые столы по темам «Поддержи дружбу! Любви без дружбы не бывает», «Легко ли быть Человеком?». Также проводятся индивидуальные беседы с родителями.
В школах района проводились родительские собрания на темы: «Традиции народного воспитания в семье», «Учимся жить в мире», «Воспитание без насилия».
Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. Путь его развития – это путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. И мы педагоги должны помочь нашим учащимся воспитать и развивать в себе черты толерантной личности.