Центр современного искусства г. Чебоксары организовал в МБОУ "Абашевская СОШ" выставку работ Элли Михайловича Юрьева.
В творчестве Элли Михайловича Юрьева соединились талант живописца и рисовальщика, скульптора и прикладника. Он был также дизайнером и плакатистом, медаль-ером и иллюстратором, мастером шрифта и фотографики. Его называют утонченным ху-дожником-стилистом, его произведения отмечены красотой, изяществом и элегантностью. Искусство для него было святым делом. Э. Юрьев оформил десятки книг, писал пейзажи, графические портреты, придумывал театральные афиши и плакаты, его орна-ментальными решетками украшены мосты в Чебоксарах. Но более всего проявил он себя, создав герб и флаг Чувашской Республики.
Будущий художник Э. Юрьев родился 25 марта 1936 года в деревне Исаково Красноармейского района в семье известного чувашского журналиста, художественного критика и поэта Михаила Ивановича Юрьева. Как бы предчувствуя судьбу сына, родители нарекли младенца именем Элли (древнечувашское понятие «мастер»). Он был вторым ребенком в семье. Намного позже, когда в семье появились еще восемь детей, его мать Елена Ивановна говорила сыну, что из четырех братьев и шести сестер он единственный, кто родился «в рубашке». По народному поверью, это означало долгую и счастливую жизнь. «…»
Когда семья переехала в Чебоксары, Элли учился в обычной школе. А закончив 8-й класс, поступил в художественное училище. Казалось, он нашел свое призвание. Но про-учился в училище только год. Элли вернулся в среднюю школу. В эти годы появилось у него еще одно увлечение – парашютный спорт. Занимаясь в Чебоксарском аэроклубе, Элли летал на планерах, прыгал с парашютом. Его манили просторы голубого неба, он мечтал стать летчиком. Но, видно, суждено ему было совсем иное. Из-за нескольких не-удачных прыжков с парашютом у Элли началось отслоение глазной сетчатки, и от профессии летчика пришлось отказаться.
Юношу призвали в армию. Служить Э. Юрьеву довелось в Грузии. Три года проле-тели незаметно - по совету сослуживцев, заметивших его способности к рисованию, Эл-ли стал заниматься в студии военных художников, где обратили внимание на его одарен-ность. Элли после службы в армии получил рекомендацию для поступления в Тбилис-скую государственную академию художеств. О годах учебы (1958 - 1964) в ее стенах и царившей там творческой атмосфере он всегда вспоминал с благодарностью. Элли Ми-хайлович рассказывал, что, оканчивая академию, он выполнил две дипломные работы: одну, официальную, по живописи, а другую – по книжной графике. Его дипломное по-лотно «Запах земли» было посвящено освоению космоса. А графическая работа связана с оформлением поэмы «Слово о полку Игореве». Он отдал ей много времени и сил, стремясь выразить свое понимание эпоса и исторических событий далекого прошлого. Насколько это ему удалось, свидетельствовал интерес к иллюстрациям Э. Юрьева, представленным на разных выставках. Сейчас они хранятся в запасниках Чувашского худо-жественного музея.
После окончания вуза Элли Юрьев вернулся на родину, обосновался в Чебоксарах и стал работать художественным редактором Чувашского книжного издательства (кстати, сотрудничать с издательством он начал уже в 1960 году, еще будучи студентом академии). Одновременно преподавал в Чебоксарском художественном училище, а затем на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева. Около семи лет был главным художником города Чебоксары. В этот период он начал работать над созданием его герба, который был утвер-жден 3 июня 1969 года. В творческой биографии мастера есть также страница, связанная с работой на Чебоксарской студии телевидения в качестве художника-постановщика. Но сотрудничества с Чувашским книжным издательством он никогда не прерывал – оформлял книги, а в 1982 году вернулся сюда старшим художественным редактором. Долгие годы работая в издательстве, Элли Михайлович в немалой степени способствовал изменению облика чувашской книги, появлению новых тенденций в развитии книжной гра-фики и воспитанию целой плеяды молодых художников-иллюстраторов. Его уроки бла-готворно повлияли на профессиональное становление Зинаиды Черновой, Валерия Смирнова, Галины Самсоновой, Владимира Гончарова, Марса Давлятшина и других ху-дожников, определяющих ныне лицо чувашской книжной графики. Достоянием нацио-нальной культуры стали многие десятки изданий Чувашского книжного издательства, увидевшие свет в художественном оформлении самого Юрьева. Среди них, конечно «Нарспи» Константина Иванова, «Маленькие трагедии» Александра Пушкина и «Слово о полку Игореве» в пересказе Юрия Семендера на чувашском языке. В оформлении трех названных шедевров художественной литературы – выдающегося памятника древнерус-ской культуры, произведения русской классики и бессмертного творения чувашской по-эзии, – есть какое-то внутреннее единство, духовное родство. Каждая книга предстает в виде целостного художественного ансамбля. Заметно также стремление автора дать свое прочтение текстов.
Последний период жизни Элли Юрьева был посвящен педагогической деятельности на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогиче-ского университета и на отделении «дизайн» в Чувашском государственном университе-те. Не прекращалась и активная творческая деятельность Элли Юрьева во всех избранных им видах и жанрах искусства, поскольку он всегда заявлял: «Я много хочу успеть сделать для культуры родного народа».
Без преувеличения можно сказать, что все творчество Элли Юрьева пронизано неустанными поисками и непрерывающейся цепью экспериментов, дававших художнику возможность совершенствовать свой собственный стиль в искусстве и открывать в себе все новые грани дарования. Особое место в творческой биографии Элли Юрьева занимает промышленная графика. Им созданы работы, отмеченные высокими эстетическими каче-ствами. Будь то конверты для грампластинок или эскизы нагрудных знаков почетных званий, приглашения «а творческие вечера или почетные грамоты, Элли Михайлович, по его признанию, «пятнадцать лет корпел над фотографикой и весьма досконально изучил полиграфию, фотографию, фотохимию...» Вообще, он склонен был считать, что по своей технологии фотографика, на основе которой выполняются его работы по промграфике, сродни офорту и литографии.
Первым из художников республики очень серьезно начав заниматься промышленной графикой на профессиональной основе, Элли Юрьев параллельно разрабатывал собственные шрифты и орнаментальные мотивы. Благодаря таланту неутомимого художника-труженика, чувашская промышленная графика заговорила собственным языком, имеющим национальные корни.
Элли Юрьев является автором множества театральных плакатов и концертно-выставочных афиш. Причем, как и в промграфике, в этом виде искусства вновь торжествует «юрьевский шрифт», а там, где позволяет тема, – и «юрьевский орнаментальный мотив». К числу лучших созданий Элли Юрьева относятся юбилейные плакаты – персоналии. В эту серию входят запоминающиеся композиции, посвященные педагогам-просветителям Яну Амосу Коменскому и Ивану Яковлевичу Яковлеву, немецкому художнику эпохи Возрождения Альбрехту Дюреру, чувашским поэтам Константину Иванову, Михаилу Сеспелю, Геннадию Айги и другим выдающимся деятелям национальной художественной культуры – Иоакиму Максимову-Кошкинскому, Федору Павлову, Петру Хузангаю, Семену Эльгеру...
Элли Юрьев навсегда вошел в историю отечественного искусства как автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики. Эти уникальные произведения-символы созданы на основе длительного, бескомпромиссного и даже жесткого конкурсного отбора, проходившего в несколько этапов. Высшим творением мастера в области геральдики является Государственный герб нашей республики. Раскрывая идейно-смысловой строй герба, Элли Михайлович говорил: «Главное в гербе – древо жизни в центре геральдического щита. Корнями древо врастает в землю. Крону древа жизни составляют три этнические ветви: чувашей коренных, что ближе к стволу, затем с краю – ветвь чувашской диаспоры, а между двумя этими ветвями, не достигая корней – ветвь, символизирующая все те народности, что проживают на данный момент в Чувашии. Таким образом, на основе этнической данности складывается общественно-политическая ситуация. Этот аспект мне тоже хотелось отразить в символе герба. Все эти народности являются участниками исторического события – создания нового Чувашского государства, независимой республики»
«Это несомненный успех мастера, – говорит о гербе Чувашской Республики заслуженный художник Чувашии Анатолий Брындин. – Герб выразительный. Он не перегружен деталями. Все объемы лаконичны и гармонично увязаны друг с другом. Философия каждой детали понятна и «работает» на выражение общей идеи герба».
Профессиональное владение Юрьевым языком искусства пластики наглядно проявилось также в памятных медалях, посвященных К. В. Иванову, космонавту Андрияну Николаеву, академику А. Д. Сахарову. Особое место в этом ряду занимает монета, выпущенная к 100-летию со дня рождения классика чувашской литературы Константина Иванова в 1990 году. Когда Э. Юрьев представил свой эскиз Монетному двору России, там были поражены совершенством его исполнения. Это был первый случай, когда автором монеты являлся художник со стороны. Она была принята для тиражирования безоговорочно.
В творческом наследии Элли Юрьева очень много станковой графики и живописи. Они богаты по тематике и разнообразны по материалам исполнения, свидетельствуют об авторе, как о большом труженике, художнике, гражданине и подвижнике
Дыханием времени наполнены его портретные и пейзажные зарисовки тридцатилетней давности, выполненные на строительстве Чебоксарской ГЭС. Юрьев первым из чувашских художников начал разрабатывать эту тему. Восхитительны путевые акварели, рисунки карандашом, тушью, пастелью и в смешанной графической технике, исполненные мастером во время туристических поездок и путешествий по стране и зарубежью.
В портретной галерее, созданной Элли Юрьевым, выделяется портрет художника В. Емельянова, автопортрет (живопись), портрет ученого-филолога А. Хузангая, народного поэта Чувашии Я. Ухсая, колхозницы К. Якимовой, чемпионки по парашютному спорту М. Костиной (графика).
Как уже отмечалось, в юности Элли Юрьев увлекался парашютным спортом и был с небом на «ты». Свою любовь к небу, солнцу, воздуху, облакам, любовь к высоте он сохранил на всю жизнь и стремился выразить в живописных этюдах и картинах. У него была своя философия на этот счет: «Поскольку я знаю, что такое чувство высоты - мне хочется сравнить его с творческим вдохновением. Та же амплитуда переживаний: головокружительное ощущение свободы, легкости и, в то же время, – колоссальная концентрация интеллектуальной энергии, духовного потенциала. И тянет все выше, выше... Сколько возможно». Единение двух начал – «чувства высоты» и «творческого вдохновения» – дало прекрасные результаты в программных живописных полотнах мастера «Рейс-407», «Свежий ветер», «Лето, ах лето!», «Танец облаков».
Эмоционально насыщенны, зрелищно эффектны и музыкальны осенние пастельные пейзажи художника середины и второй половины 1990-х годов. Судя по ним, живопись в творчестве Элли Юрьева тогда начала носить далеко не «прикладной характер», как это было, по заявлению самого автора, на предыдущих этапах творчества. Как ни печально, пастели с мотивами осени стали лебединой песней мастера...
Сердце художника остановилось 17 января 2001 года. Его имя присвоено Чебоксарской детской художественной школе № 4, земляки из Красноармейского района назвали в честь художника 8 улиц. Учрежден республиканский конкурс детского творчества на приз имени Элли Юрьева.
Он был не только большим художником, но и патриотом. Отметив свое 50-летие юбилейной выставкой (1987), Э.Юрьев передал в дар чувашскому народу 250 своих художественно-графических работ и книжных иллюстраций. Десять лет спустя, тоже после юбилейной выставки, он подарил еще более 600 работ, выполненных в разных видах искусства, которыми владел в совершенстве. Вдохновенное творчество художника по-прежнему служит людям.